Правила прохождения предрейсового медицинского осмотра водителей

Содержание

Порядок проведения предрейсового медицинского осмотра водителей

Правила прохождения предрейсового медицинского осмотра водителей

Транспортные компании с каждым годом расширяются, появляются новые из-за растущей потребности у населения и промышленных предприятий в логистических услугах.

Предполагается, что вся ответственность за перевозимые грузы, безопасность движения на дорогах возлагается на водителей транспортных средств, они должны находиться в адекватном состоянии за рулем автомобиля.

Это значит человек присутствует на работе, управляет сложными механизмами, при этом не было употребления алкогольных продуктов, наркотических веществ, он абсолютно здоров.

За правомерное поведение на своём рабочем месте отвечает не только сам рабочий, управляющий ТС, но и работодатель, руководство компании, находящиеся в любом статусе, если занимаются перевозкой грузов или пассажиров, так как они должны осуществлять организацию ежедневного предрейсового медосмотра.

Медработники, ответственные за проведение подобных процедур, проводят освидетельствование на состояние здоровья водителей перед рейсом, после окончания работы, на основании требований, установленных законодательным уровнем.

Регламент регулируют следующие положения:

Проведение контрольных мероприятий оплачивают работодатели из расчета средней зарплаты водителя.

Нововведения согласно Приказу №835н

Данный приказ на транспортных предприятиях стал актуальным в 2015 году, согласно законодательным положениям начали проверять граждан, управляющих автомобилями не только перед выпуском их в рейс, но и после возвращения из него.

Кроме этого существуют автомобили, занятые экстренными службами, на них работают люди целую смену, и утвержден порядок в проверке здоровья тех рабочих, кто заступает на дежурство.

Особое положение выделено в приказе для сотрудников, осуществляющих транспортировку взрыво или пожароопасных товаров, занятых перевозкой пассажиров. Этих рабочих медики обязаны осматривать до начала смены и после ее окончания.

Зачем нужен

Если раньше не было ясно из законодательных актов, как относиться к работникам автотранспорта ИП, то в нововведениях сказано, что закон одинаков для всех, как и требования его. Поэтому водителей ИП должны тоже ежедневно осматривать работники медицинского учреждения или врачи, прикрепленные к данному предприятию.

Приказ утвердил закон, по которому:

  • проводят проверку водителей, вступающих на трудовую смену, чтобы определить состояние их здоровья и присутствие алкоголя, наркотиков, опасных лекарственных средств в крови, которые могут повлиять на качественное выполнение водительских функций;
  • организацию мероприятий финансирует работодатель;
  • выполнение обследований проводят медработники надлежащей квалификации с наличием лицензионной документации, это могут быть штатные врачи или привлеченные от сторонних организаций.

В содержание врачебных осмотров включены следующие моменты:

  • водитель может пожаловаться на ухудшение своего состояния, врач проверить и принять соответствующее решение;
  • провести визуальный осмотр;
  • измерить температуру, пульс, давление;
  • выявить признаки и нахождение в крови алкогольных веществ;
  • определить присутствие в организме медикаментозных препаратов, приём которых запрещен во время вождения машины.

Итог проведенного осмотра водителя фиксирует запись, представляющая врачебное заключение:

  • при допуске к работе указывают, что не обнаружено вредоносных фактов или нарушений в здоровье, способных помешать выполнять трудовые обязанности;
  • запрет выезжать на автомобиле, приступать к выполнению своих функций говорит об обнаруженных нарушениях в поведении, здоровье.

Каждый случай и любой результат записывают в специальном журнале, непредвиденные ситуации доносят до сведения руководства предприятия. Больному выдают справку-освобождение и направляют в поликлинику для излечения.

Введены новые положения, но сохранены и не утратили силы прежние законодательные утверждения. В 2003 году Минздравом было выпущено Письмо №2510, в котором предусмотрены отдельные локальные правовые акты, по ним проводит организация предрейсовых осмотров водителей медицинскими специалистами.

Регламент местного управления организует:

  • предрейсовое освидетельствование;
  • содержание проводимых медицинских работ;
  • выполнение отдельных пунктов, предусмотренных для медосмотров;
  • создание условий для комфортной работы медиков;
  • критерии, по которым допускаются водители к управлению автомобилем;
  • установление обязанностей для врачей, проводящих осмотр, после учебы на специальных курсах и наличия у них сертификата об окончании.

В каждом отдельном случае руководитель предприятия, которое выполняет функции перевозчика, имеет на балансе автотранспорт, а в штате водителей, обязан организовать их предрейсовое медицинское освидетельствование с процедурами.

Каждая компания, выбрав одно из направлений, по правилам которого она сможет с помощью медперсонала организовать проверку своих водителей, приступает к полноценной работе.

Освидетельствование сотрудников могут выполнять:

  • сертифицированные врачи;
  • медучреждение с лицензией на договорных условиях;
  • предприятие-перевозчик, но получившее все разрешительные бумаги на проведение подобных работ.

Предрейсовое обследование проходят все водители, числившиеся на этой должности в штате компании.

На проверку не может повлиять:

  • дальность перевозки;
  • должностной статус;
  • тип ТС.

Исключением являются водители следующего транспорта:

  • скорая помощь;
  • газовая служба;
  • полиция;
  • автоинспекция;
  • МЧС;
  • пожарные.

Освидетельствование проводят перед тем, как выехать на трассу. На предприятии выделяют отдельное помещение для проведения процедур, а если нет его, арендуют кабинет в медицинском учреждении, осуществляя туда доставку работников.

Целью таких осмотров служит определение готовности персонала к управлению ТС. Кроме состояния здоровья врачи устанавливают интоксикацию от вредных привычек и похмелье. Проводятся следующие процедуры:

  • осмотр кожного покрова;
  • проверка зрачков на реакцию;
  • осмотр состояния слизистых;
  • опрос персонала на наличие жалоб и определение психического состояния;
  • измерение артериального давления и пульса.

На подобное обследование затрачивается четверть часа. Когда есть сомнения в здоровье, врач вправе не допустить сотрудника к выполнению трудового процесса и направить его на дополнительную проверку, необходимую для этого случая.

Это могут быть:

  • остаточные алкогольные, наркотические вещества в организме;
  • наличие психотропных средств;
  • учащение пульса;
  • сбои в давлении;
  • увеличение сердечных ритмов;
  • симптомы различных заболеваний.

Результат освидетельствования заносят в путевой лист вместе со штампом, допускающим к поездке, фиксируют в специальном журнале.

Прежде чем рассматривать, во сколько обойдется предприятию оборудование специального кабинета и оплата зарплаты медицинским специалистам, следует учесть, что проведение предрейсовых осмотров не формальность, а необходимость.

Все правила и законы, относящиеся к движению на дорогах, написаны на примерах многих жертв в аварийных ситуациях. Много катастроф произошло от того, что за рулём был пьяный шофер или у него, абсолютного трезвенника, возник сердечный приступ.

Законодательство РФ призывает выпускать на линию только здоровых водителей. Если фирма уклоняется от проведения обязательных медицинских процедур, руководители будут привлекаться к ответственности и административным наказаниям.

Размеры предусмотрены следующие:

  • должностные лиц – в пределах 3000 руб.;
  • ЮЛ – в сумме 50000 руб.;
  • водитель без отметки в путевом листе – 2000 руб.

Затраты предприятия на организацию ПМОВ могут колебаться в зависимости от параметров:

  • удаленности медицинского учреждения;
  • количества нанятых медиков;
  • расценок учреждения, с которым заключен договор.

В среднем подсчитано, что на одного обследуемого водителя затрачивают в порядке 100 руб. На данный момент увеличивают сумму количества необходимых проверок.

Преимущества и особенности удаленного медицинского осмотра

В 2018 году ожидаются нововведения для медработников, руководителей транспортных предприятий и управляющих транспортом. Новым будет введение электронных путевых листов, а осмотр водителей станут проводить удаленным способом на разработанной для этого контролирующей системе.

У врачей появится электронная цифровая подпись, которой они будут фиксировать результат:

  • тест на алкогольное и наркотическое опьянение;
  • состояние важных органов;
  • наличие заболеваний.

Данная инициатива исходила от Министерства транспорта РФ. Считается, что нововведение позволит исключить появление незаконно оформленных документов, предоставит возможность быстро сверить информацию о проведенной процедуре. Завершатся разработки в декабре текущего года, а начнут действовать с 2018.

В настоящее время проводят следующее:

  • техническое и экономическое обоснование, по ним будет внедрена система;
  • разрешается вопрос о порядке проверочных работ фискальными органами;
  • рассчитывают цену, эффективное значение.

Удаленным медосмотром предполагают на специализированном терминале выполнять:

  • измерение давления;
  • температуры;
  • сдачу анализов.

Компании-перевозчики установят специализированные кабинеты на своих территориях. Кроме техники и технологических процессов изменятся нормы правовых основ и осуществление контроля над деятельностью служб.

Основным документом по-прежнему остается бланк путевого листа, в нём учитывается:

  • часы, проведенные водителем за рулем;
  • пробег автомобиля;
  • маршрут;
  • врачебный допуск к работе.

Для электронного путевого листа не обязательно, чтобы присутствовал врач. Специально оборудованный пункт с контролирующими инструментами и видеонаблюдением исключат фальсификацию данных, а медики на расстоянии осмотрят пациентов перед их выездом по маршруту.

Требования к кабинету для проведения предрейсовых осмотров водителей представлены в данном видео.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/kadry/rezhim/trudovaya-disciplina/predrejsovyj-medicinskij-osmotr-voditelej.html

Предрейсовый осмотр водителей: правила. Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры

Состояние здоровья водителя влияет на качество вождения, а значит, и на количество ДТП. Как это можно контролировать? Прежде всего ответственность лежит на самом водителе, а также на предприятиях, отвечающих за его допуск к автотранспорту. Как осуществляется предрейсовый осмотр водителей, а также их послерейсовое освидетельствование, рассмотрим далее в статье.

Читайте также  Правила написания объяснительной

Зачем нужен медосмотр

На любых предприятиях в автотранспортных или в строительных организациях есть должность водителя. И не важно, каким видом транспортного средства он управляет, главное — в каком состоянии.

Большое количество строительной техники подразумевает наличие таких специальностей, как тракторист, экскаваторщик, машинист и многие другие. Все эти категории должны пройти осмотр в самом начале рабочего дня.

Конституция обязывает охранять труд наемных работников. А это значит, что необходимо создать все условия, которые будут обеспечивать безопасность их работы. Для водителя одним из таких условий будет его состояние здоровья. Только здоровый адекватный человек способен правильно реагировать на сложившиеся дорожные условия или производственные ситуации, а от этого напрямую зависит аварийность на дорогах и производстве.

Медосмотр водителей это прежде всего определение их готовности безопасно управлять транспортным средством. При выдаче прав на это обязательным является контроль психического состояния, а также выявление зависимости от алкоголя и наркотиков. Ежедневный же предрейсовый осмотр позволяет проводить наблюдение за состоянием здоровья водителя и своевременно обнаруживать возникшие отклонения и нарушения.

Для проведения такой процедуры, как медосмотр водителей, существуют специально разработанные условия. Так, законодательством предусмотрено несколько видов медосмотра:

  1. Предрейсовый.
  2. Текущий.
  3. Послерейсовый.

Кто несет ответственность

На предприятиях ответственность за проведение перечисленного выше лежит на должностных лицах, которые отвечают за эксплуатацию и техническое обслуживание транспортных средств. Кроме того, в их обязанности входит:

  1. Осуществлять отбор водителей.
  2. Следить за своевременным повышением их профессионального уровня.
  3. Обязаны контролировать состояние здоровья и выполнение режима труда и отдыха.
  4. Не допускать к управлению транспортными средствами.

В последнем случае существует целый перечень таких лиц:

  • водители, которые не имеют соответствующей категории прав;
  • не прошли в указанные сроки медицинского осмотра;
  • принимали лекарственные препараты, понижающие скорость реакции и вызывающие сонливость;
  • работники в нетрезвом состоянии или находящихся под влиянием наркотических средств.

Все эти условия должностные лица могут выполнить, лишь проведя предрейсовый медосмотр водителя. Его выполняет медицинский работник, на котором в последующем и лежит ответственность за выдачу допуска к управлению транспортом. Как организовать осмотр перед рейсом?

Организуем осмотр водителей

Для того чтобы организовать предрейсовый медосмотр, необходимо выполнить следующие условия. Так, на предприятии должна быть должность медицинского работника, который будет осуществлять осмотр водителей. Для этого разрешено нанимать работника по договору, допускается и привлечение медицинских работников с ближайшего медицинского учреждения.

Главное, что осмотр должен осуществлять специалист, который перед этим прошел специальное обучение.

Передрейсовый осмотр проводят непосредственно перед выездом, после получения путевого листа. Для этого должно быть отведено специальное помещение с достаточным освещением для тщательного осмотра. Итоги фиксируются в журнал предрейсового осмотра. Этот документ скреплен печатью предприятия.

Как заполнить журнал

Требования к ведению журнала жесткие и не допускают небрежности. В журнале обязательно соблюдается следующее:

  1. Страницы пронумерованы.
  2. Переплет прошнурован.
  3. Запись скрепляется печатью предприятия или медицинского учреждения, если осмотр проходит в больнице.

После того как совершен предрейсовый осмотр водителя, ведется учет следующих данных:

  • фамилия, имя, отчество;
  • возраст;
  • место работы;
  • дата и время, когда был проведен осмотр;
  • заключение об осмотре;
  • принятые меры;
  • Ф.И.О. медицинского работника.

Если у медика нет претензий к водителю, он ставит штамп в путевом листе. Также указывает дату и время, когда он был пройден, свои Ф.И.О. и подпись.

Как проходим медосмотр предрейсовый

Осмотр водителя перед рейсом, как правило подразумевает проведение беседы с шофером о его состоянии здоровья. При этом следует обращать внимание на поведение и психическое состояние водителя. Не менее важными являются и показатели:

  • температуры;
  • артериального давления;
  • частоты пульса.

Врач проводит визуальный осмотр, не забывая обратить внимание на остаточные или явные признаки употребления алкогольных напитков или наркотических препаратов.

В случае выявления выше указанных признаков необходимо провести лабораторное обследование и инструментальное, а также осуществить контроль трезвости.

Как проводится контроль трезвости

Один из самых важных показателей осмотра водителя — это его трезвость, ведь значительное количество аварий происходит из-за нарушения этого правила. Поэтому проведение предрейсовых осмотров обязательно предусматривает контроль трезвости водителя.

Врач обращает внимание, прежде всего, на такие факторы:

  • сильный запах спиртного;
  • поведение водителя подозрительно, наблюдается нарушение реакции;
  • учащенный пульс;
  • нарушение речи;
  • реакция зрачков имеет отклонение от нормы.

Врач анализирует выдыхаемый воздух. В случае подозрения на алкогольное опьянение или присутствие наркотических средств в организме следует взять на анализ мочу. Эта процедура проводится с помощью экспресс-теста. Брать кровь на анализ запрещается. Популярный метод проверки трезвости — это ходьба по прямой линии, резкие повороты или поднятие предмета с пола.

Если есть подозрения на наличие алкоголя или наркотических средств в организме водителя, а он с этим не согласен, необходимо отправить его на освидетельствование.

При явном алкогольном опьянении водителя, если он отказывается от экспертизы, необходимо составить акт о его нетрезвом состоянии в рабочее время. Акт составляется в двух экземплярах. Один остается у медицинского работника, а другой передается руководителю предприятия. Этот факт, кстати, может быть основанием для увольнения.

В момент проведения предрейсового осмотра, больше всего уделяют внимания лицам, у которых часто выявляют следующие отклонения от нормы:

  • повышенное артериальное давление;
  • повышенная температура;
  • частые простудные заболевания;
  • наличие хронических заболеваний;
  • злоупотребление спиртными напитками;
  • было использование препаратов, в составе которых есть психотропные вещества;
  • использование лекарственных препаратов для проведения регулярной терапии.

Все эти показатели фиксируются в журнале. Водители, имеющие такие проблемы со здоровьем или со спиртными напитками, входят в «группу риска», сюда же относятся лица старше 55 лет.

Именно для данной категории рекомендуется текущий и послерейсовый осмотр.

К работе не допускаются

Водителя могут не допустить к управлению, если будут выявлены такие отклонения:

  • признаки обострения хронических заболеваний;
  • повышенная температура тела;
  • потеря сил.
  • головная или зубная боль;
  • сильное или очень слабое сердцебиение;
  • повышенное артериальное давление;
  • явные признаки алкогольного опьянения или наркотического воздействия;
  • прием лекарственных препаратов, замедляющих реакцию.

При подозрении на наличие алкоголя или наркотиков в крови проводят контроль трезвости, о котором мы рассказали ранее.

Если обнаружены признаки обострения хронических заболеваний, то водителю выписывается направление в больницу к специалисту. Он подтверждает нетрудоспособность шофера и выписывает ему больничный лист. В противном случае, если врач не видит никаких признаков болезни, он выдает справку, что пациент здоров и может работать.

Данные водителей, которые имеют хронические заболевания, записывают в отдельный журнал, кроме того, на них заводятся карты. Медицинский работник ежегодно составляет списки с указанием диагноза таких людей и рекомендаций по допуску к работе. Если обычно мы проходим медосмотр раз в год, то для данной категории это показано каждые полгода, в зависимости от состояния здоровья.

Послерейсовый осмотр

Послерейсовый осмотр прежде всего дисциплинирует работников. Зная о нем, водитель не станет употреблять спиртное, понимая, что в любой момент его могут проверить. Ведь в результате можно лишиться заработка или, нарушив в таком состоянии правила дорожного движения, остаться без прав на вождение. А мы знаем, что большое количество дорожно-транспортных происшествий, совершается по вине нетрезвого водителя.

Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся одинаково. За исключением того, что в последнем случае водителю уже не выдается путевка. Однако если существуют признаки употребления алкоголя, или подозрение, что водитель употреблял наркотические препараты, он может быть уволен.

Для тех, кто имеет хронические заболевания, послерейсовый контроль также необходим. Чтобы предотвратить обострение болезни и своевременно принять необходимые меры.

Стоит отметить, что провести контроль трезвости водителя нельзя без его согласия. Оно оформляется документально в письменной форме. Также такое согласие заранее может быть оговорено в трудовом договоре или оформляется как отдельный документ. Чаще всего этот важный момент предусмотрен при оформлении на работу.

Согласно закону «О безопасности дорожного движения», проведение предрейсовых осмотров водителей является обязательным, а послерейсовые необходимы для всех, входящих в «группу риска». Только так можно быть уверенным, что на наших дорогах будут сидеть за рулем только трезвые и здоровые шоферы.

Источник: http://fb.ru/article/235279/predreysovyiy-osmotr-voditeley-pravila-predreysovyie-i-poslereysovyie-meditsinskie-osmotryi

Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей: порядок прохождения и допуск к управлению ТС

В соответствии со ст. 20 ФЗ “О безопасности дорожного движения”, юридические лица и индивидуальные предприниматели ответственны за обеспечение правомерного допуска водителей к управлению ТС. В данное понятие входит ряд мероприятий, в том числе и предрейсовые, и послерейсовые медицинские осмотры водителей.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.  

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61

Это быстро и бесплатно!

Общие обязанности организаций и ИП

Обязанности организаций и ИП перечислены в ст. 20 ФЗ “О безопасности дорожного движения”. Ими являются:

  • покупка полиса обязательного страхования гражданской ответственности;
  • выполнение требований по охране труда;
  • контроль за соблюдением правил по обеспечению безопасного вождения;
  • проведение переквалификации своих сотрудников;
  • выполнение технического осмотра ТС;
  • проведение проверки состояния здоровья своих работников, в данном случае речь идет не только о медосмотрах водителей перед рейсом или перед сменой, а также после них, но и периодическая диспансеризация.
Читайте также  Правила заполнения личной карточки учета выдачи сиз

Категорически запрещено допускать за руль водителей, у которых нет водительского удостоверения, или любым способом принуждать своих сотрудников совершать действия, которые нарушают нормы российского законодательства или могут привести к их нарушению.

Порядок проведения

В соответствии со ст. 23 ФЗ “О безопасности дорожного движения” одной из превентивных медицинских мер, по обеспечению безопасности на дороге, является прохождение предрейсовых, предсменных, послерейсовых и послесменных осмотров. Все они должны проводиться в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минздрава № 835н от 15.12.2014.

Целью данных мероприятий является проверка состояния здоровья, водителя, садящегося за руль ТС на наличие заболеваний, которые препятствуют возможности водить автомобиль, на наличие алкоголя или токсических веществ, в том числе и остаточных явлений, после злоупотребления ими.

Проводить осмотр обязательно перед и после каждого рейса, если водитель осуществляет перевозку пассажиров или опасных грузов. Исключение касается лишь водителей, которые управляют ТС оперативных служб.

Как проводится предрейсовый медицинский осмотр водителей? При проведении осмотра осуществляется сбор данных состояния здоровья: осматриваются слизистые, кожные покровы, измеряется давление, пульс, опрашивается проверяемый.

По результату медицинского осмотра на руки водителю может быть выдано заключение либо об отсутствии оснований для отстранения его от работы, либо об их наличии.

В документе в первом случае, прописывается, что работник допущен к выполнению своих обязанностей, обязательно проставляются координаты лица, проводившего исследование.

Если исследование проводил работник, имеющий среднее медицинское образование, и выявил наличие заболеваний, препятствующих продолжению профессиональной деятельности, то он обязан отстранить водителя от работы и отправить его в медицинскую организацию для получения помощи.

Проверка на состояние опьянения

Для целей проверки наличия состояния опьянения проводится сначала визуальный осмотр, если есть основания полагать, что в поведении водителя есть признаки опьянения или остаточных явлений, проводится проверка на количество алкоголя в выдыхаемом воздухе.

Если исследование будет отрицательным, то медицинский работник должен обеспечить исследование мочи, для определения наличия или отсутствия в организме психотропных веществ.

Данный анализ должен проводиться точно в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития № 40 от 27.01.2006.

В этом документе утверждены рекомендации по отбору мочи. Предусмотрена необходимость контролировать процесс таким образом, чтобы исключить вероятность подмены исследуемого материала. Объем тары для сбора не должен быть менее 200 мл., а объем исследуемого материала, не более 100 мл, но не менее 30 мл.

Медицинский работник должен сначала провести первичное исследование, в первые 5 минут: замерить температуру, провести иммунохроматографический тест, определить плотность. Если показатели будут отклоняться от нормы, тогда моча отправляется на химико-токсикологическую экспертизу. Пересылка должна произойти в течение 2 суток, при условии, что в это время материал хранится в холодильнике.

Требования к медицинскому работнику

Осуществлять процедуру прохождения предрейсового медосмотра водителей могут люди, имеющие среднее или высшее медицинское образование.

Источник: https://prava.expert/avtoyurist/voditelyu/predrejsovyj-i-poslerejsovyj-meditsinskij-osmotr.html

Порядок проведения предрейсового медосмотра водителей

Предрейсовый медицинский осмотр водителей – это необходимая профилактическая мера предотвращения ДТП.

Основной задачей предрейсового осмотра является подтверждение нормального состояния здоровья водителя перед рейсом, чтобы исключить случаи физического переутомления и выявить состояние наркотического или алкогольного опьянения.

Как организована процедура проведения предрейсового осмотра, кто должен осуществлять медицинский осмотр водителей, и кому следует проходить такой осмотр?

Так как уже за последние несколько лет требования к водителям и работодателям усилились, стоит обсудить основные нововведения.

Для правильного проведения предрейсовых медицинских осмотров в 2018 году работодатель должен руководствоваться одновременно несколькими положениями ныне действующего законодательства.

Основные положения норм, которые регулируют деятельность частных предпринимателей и автотранспортных предприятий, претерпели изменения в мае 2015 г, но они по-прежнему имеют законодательную силу.

Такие положения не противоречат друг другу, они сходятся в одном: все результаты обследований необходимо в обязательном порядке зафиксировать в специальном журнале.

Теперь применение журнала регистрации предрейсовых предсменных медицинских осмотров водителей обязательно. При этом рекомендуемая форма журнала регистрации присутствует только лишь в приказе Минздрава СССР № 555.

Произошедшие перемены также коснулись увеличения количества процедур, требуемых для прохождения водителя:

  • предрейсовый осмотр;
  • перед выходом на смену необходим осмотр шофера за рулем;
  • по окончанию рейса водитель также обязан пройти медосмотр;
  • уходя со смены, шоферу следует отметиться у медика.

Многие считают, что нововведения чересчур жесткие, однако они основываются на реальной необходимости, которую диктует практика. А она ярко свидетельствует о том, что любое нарушение прохождения медосмотра водителей может привести к ДТП и человеческим жертвам.

Произошли также и изменения в отношении определенных категорий работников, которым теперь потребуется проходить медосмотр. Так, новый приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры).

Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов.

Нужно ли проходить директору медосмотр? Минздрав предписывает проходить как предрейсовые, так и послерейсовые осмотры индивидуальным предпринимателям, которые самостоятельно занимаются услугами по перевозке.

Помимо вышерассмотренных положений о предрейсовых медосмотрах, новый приказ Минздрава устанавливает следующее:

  1. Предрейсовые медосмотры проводятся прямо перед началом смены для обнаружения опасных или вредных факторов, либо состояния здоровья водителя, которое может препятствовать ему выполнять трудовую функцию;
  2. Предрейсовые медосмотры организуются и финансируются работодателем;
  3. Предрейсовый медосмотр проводят медработники необходимой квалификации, которые работают в штате фирмы или представляют стороннюю медицинскую организацию с соответствующей лицензией.

Рассмотрим данные положения подробнее.

Порядок проведения процедуры

Каков порядок проведения предрейсового медицинского осмотра водителей?

Требование нового закона устанавливает, что в состав предрейсового осмотра входит:

  • рассмотрение жалоб водителя;
  • визуальный осмотр;
  • измерение давления, пульса, температуры тела;
  • выявление признаков опьянения;
  • определение наличия психоактивных веществ;
  • для определения процента алкоголя в крови применяют алкотестер.

Как это происходит на практике? Специалист проводит внешний осмотр кожи, слизистой глаз, ротовой полости и зрачков на проверку реакции. Затем водителя спрашивают о состоянии здоровья для получения данных о его общем самочувствии и психическом состоянии.

Далее измеряют артериальное давление и пульс. Если у водителя наблюдается гипертония, то в его медицинской карте врач должен отмечать рамки нормального артериального давления, при котором он допускается к работе.

Такие рамки определяются специалистом как среднее арифметическое зафиксированных показаний в течение десяти дней.

Если прием алкоголя легко определить с помощью алкотестера, то для выявления наркотических и психотропных веществ требуется проведение лабораторного анализа мочи и крови.

Результаты предрейсового медосмотра дают основанию врачу вынести заключение, что:

  1. Опасных и вредных факторов или состояния здоровья, которое препятствует выполнению шофером трудовой функции, выявлено не было (водитель может приступать к своей работе);
  2. Соответствующее состояние здоровья или вредные факторы были выявлены (значит, водитель к работе не допускается).

В любом случае об итогах медосмотра должен быть проинформирован работодатель. Кроме того, о прохождении медосмотра должна стоять соответствующая отметка в путевом листе с указанием точного времени и даты, данных и подписи медицинского работника.

Для прохождения предрейсового медицинского осмотра работодатель должен позаботиться о выделении на предприятии специального кабинета площадью не меньше 12 кв. м.

Также в помещении должны находиться:

  • чемоданчик врача для того, чтобы оказать неотложную медицинскую помощь;
  • кушетка медицинская;
  • как минимум, 2 стула, шкаф для одежды, письменный стол, сейф, лампа настольная;
  • алкотестер;
  • экспресс-тесты на алкогольное или наркотическое опьянение;
  • термометр, прибор для измерения давления;
  • стол, предназначенный для хранения медицинских приборов;
  • шпатели медицинские.

При этом следует обеспечить исправность систем отопления, водоснабжения, хорошее освещение.

Если нет возможности выделить отдельный кабинет, сотрудники предприятия могут быть отправлены на медосмотр в медучреждение организованно — к примеру, корпоративным транспортом.

Требования к проводящей осмотр организации

Медицинский осмотр водителей – это отдельный вид медицинской деятельности, который требует лицензирования. Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей?

Проводить осмотр может только медицинский персонал, который прошел специальный курс обучения и получил соответствующий сертификат/диплом.

Где можно получить необходимый сертификат? Во многих крупных городах есть учреждения, которые занимаются выдачей таких сертификатов. Например, факультеты медицинских университетов, медицинские училища, центры повышения квалификации для врачей.

Итак, предприятие может организовать предрейсовые медицинские осмотры водителей тремя вариантами:

  1. С помощью сертифицированного врача, который по трудовому договору работает в штате компании. В таком случае лицензия не потребуется.
  2. Благодаря привлеченной организации, которая имеет лицензию и работает по договору на проведение медицинских осмотров. Такими организациями могут выступать не только медучреждения в общепринятом смысле (поликлиника, больница), но и частная организация, которая занимается исключительно медицинскими осмотрами.
  3. С помощью самостоятельного получения предприятием лицензии на проведение медосмотров водителей. Это больше касается крупных автотранспортных предприятий, которые в любом случае несут определенные затраты из-за содержания медицинского кабинета и выплаты зарплаты сертифицированным специалистам. Благодаря приобретению лицензии они смогут оказывать услуги медицинского осмотра водителей для более мелких предприятий.

Осторожно, штрафы!

За нарушение правил проведения медосмотра водителей или за отсутствие осмотра предусмотрены следующие штрафы:

  • для водителя — 1000–1500 рублей;
  • для медработника, проводившего осмотр, — 2000–3000 рублей;
  • для индивидуального предпринимателя или юридического лица — 30 000–50 000 рублей.

Стоимость обследований и сертификатов

Стоимость осмотра водителей может разниться зависимо от удаленности и некоторых других особенностей:

  1. В государственных учреждениях Москвы нижний порог расценок начинается со 100 рублей;
  2. Максимальная стоимость медицинского осмотра в одном из частных центров составляет 385 рублей.
Читайте также  Правила стирки спецодежды на предприятии

Итак, данная услуга сравнительно недорогая. Поэтому при таких расценках имеет смысл оформлять врача в штат сотрудников только в случае наличия более пятнадцати водителей.

Однако серьезный работодатель может захотеть заключить договор на обследование сразу всех своих водителей не на один раз, а на месяц. В таком случае цены значительно повышаются, поскольку квалифицированный специалист требует соответствующей оплаты.

Говоря о получении лицензии на медосмотр водителей, стоит предупредить, что сам процесс оформления лицензии обычно отнимает много денежных средств и времени.

Если сертификат может стоить в пределах 20 000 рублей, то цена лицензии колеблется от 100 000 рублей и выше. Определенные организации помогут бизнесмену за немногим более двух недель оформить необходимые бумаги.

Итак, ответственность за медицинское обследование водителя лежит непосредственно на работодателе, который должен обеспечить все условия для прохождения медосмотра.

При этом шоферу стоит учитывать, что сотрудники ГИБДД вправе задержать его для медицинского освидетельствования и предоставления путевого листа.

«Нарисованный» штамп, который поставил врач без сертификата или же компания без лицензии, обязательно повлечет для предприятия крайне неприятные последствия.

Вас заинтересует:

Источник: http://pravo-auto.com/predrejsovyj-meditsinskij-osmotr-voditelej/

Предрейсовый осмотр водителей: цели, порядок и правила прохождения в 2018 году

Законом установлено важное правило, в котором прописывается тот факт, что все без исключения юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, которые имеют в своем штате водителей или сами являющиеся водителями, обязаны организовывать предрейсовый медосмотр каждого сотрудника или проходить его самостоятельно.

Среди основных целей осмотра можно отметить следующие нюансы.

  1. Обнаружение алкогольного или наркотического опьянения (читайте также, сколько держится алкоголь в крови).
  2. Присутствие в крови психотропных средств.
  3. Выявление проблем со здоровьем: повышение давления или обострение хронических заболеваний.

При обнаружении подобных проблем водитель автоматически отстраняется от работы, так как это является основанием для образования аварийных ситуаций. Подобные осмотры осуществляются в течение всего периода, пока сотрудники выполняют обязанности, связанные с вождением.

Осмотр водителя осуществляется перед началом рабочей смены. Сотрудникам, возраст которых выше 55 лет, требуется проходить осмотр и по окончанию работы.

Что касается организации проверки и того, кто занимается осмотром водителей, то здесь может быть два варианта действия:

  1. Организация медпункта на предприятии.
  2. Осмотр в поликлинике по договору.

Каждый из методов характеризуется своими индивидуальными особенностями и преимуществами. Выбор того или иного варианта зависит от характера деятельности компании и от количества работающих в штате водителей.

Осмотр в медучреждении по договору

Чтобы получать услуги медицинской организации, потребуется заключить официальный договор с выбранной поликлиникой. После заключения официального договора водители могут приезжать в поликлинику и, в предварительно обговоренное время, без очереди проходить проверку в обозначенных в договоре кабинетах.

Договор можно заключать только с той организацией или медицинскими сотрудниками, которые имеют специальную лицензию.

Кроме заключения договора с определенной медицинской организацией индивидуальные предприниматели и юридические лица могут нанять в штат имеющего лицензию медицинского сотрудника и организовать предрейсовый осмотр водителей непосредственно на территории предприятия.

Одновременно с требованиями, которые предъявляются к медикам, есть определенные требования к оборудованной медчасти или кабинету осмотра. Помещение для организации осмотра обязательно должно быть оборудовано специальными приборами, медицинским оборудованием и мебелью.

Среди самого необходимого можно отметить:

  • медицинская кушетка;
  • письменный стол, лампа, стул, шкаф, сейф и напольное покрытие;
  • устройство для проверки уровня артериального давления;
  • прибор для выявления спиртовых паров в выдыхаемом воздухе;
  • специальные экспресс тесты на наличие наркотиков в крови и алкоголя;
  • стол для современного медицинского оборудования;
  • медицинские шпатели;
  • сумка с набором лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

Одновременно с этим очень тщательно должна быть подготовлена комната для взятия стандартных биологических проб.

Порядок проведения осмотра

В большинстве стандартных случаев предрейсовый осмотр производится строго перед выездом водителей на линию. Процедура осуществляется под контролем организации, а также под методическим руководством общего ведомственного или территориального лечебного учреждения.

Оценка внешнего вида

Сотрудники, которые будут за рулем, обязательно должны явиться на осмотр со специальным путевым листом. Приглашая каждого водителя отдельно, сотрудник медицинской службы обязательно обращает внимание на то, как человек заходит в кабинет, на его подходку, поведение и общий внешний вид.

Стандартный порядок осмотра начинается с небольшого опроса, в процессе которого у водителя выясняют следующие важные моменты.

  1. Общее субъективное самочувствие.
  2. Продолжительность и качество сна.
  3. Настроение.
  4. Наличие каких-либо жалоб.

Если от сотрудника поступают жалобы о недомогании, медицинский работник должен обследовать его для подтверждения или опровержения их.

Осмотр основных систем организма

Предрейсовые осмотры обязательно проводятся при ярком свете искусственного освещения. При обследовании внешнего вида медик обращает внимание на следующие моменты:

  1. Осматривается состояние кожного покрова – расчесы, следы от инъекций, ссадины, покраснения или бледность;
  2. Изучаются слизистые склер и глаз на предмет желтушности или гиперемии;
  3. Обращается внимание на состояние зрачков – расширенные они или суженные, как они реагируют на счет – вялая или живая реакция.

Врач, проводя предрейсовый медицинский осмотр водителей, в обязательном порядке измеряет температуру тела, осуществляется замер давления и частоты сердечных сокращений.

Причины недопуска водителей

Нередко при проведении такой проверки, как предрейсовый медицинский осмотр, выявляются определенные проблемы со здоровьем, которые являются причиной для невыхода на работу. Среди оснований для отстранения водителей от работы являются следующие отклонения в общем состоянии здоровья:

  1. Обнаружение симптомов острой патологии или обострения определенного хронического заболевания. Сюда можно отнести повышение температуры, общую слабость, зубную или головную боль, острые воспалительные процессы в глазах, ушах, а также в грудной клетке или в брюшной полости.
  2. Снижение или увеличение частоты сердечных сокращений и изменения в уровне артериального давления.
  3. Нахождение под влиянием спиртных напитков или психотропных, или наркотических препаратов, которые нарушают общее функционирование организма.

Все результаты проведенного обследования перед рейсом заносятся медицинским сотрудником в специальный журнал установленного образца.

Если у водителя отсутствуют какие-либо жалобы, нет объективных признаков заболевания, если не обнаружены спиртные или наркотические вещества, если не было отмечено нарушений трудовой деятельности и отдыха — сотрудник допускается к работе. Таким сотрудникам в путевой лист проставляется соответствующий штамп. В нем указывается точное время прохождения проверки, а также инициалы и подпись медика, который провел обследование.

Важные моменты по состоянию здоровья

Если человек был отстранен от работы по неблагоприятному состоянию здоровья — в рабочее время он направляется к дежурному специалисту поликлиники. Если плохое состояние здоровья было обнаружено в вечернее или ночное время суток — медицинский сотрудник окажет посильную первую помощь и отправит его домой. На следующий день, в зависимости от состояния, пациент идет больницу или вызывает врача на дом.

Если в результате недомогания водитель вынужден пропустить рабочую смену — врач выдает ему соответствующую справку с подписью. В ней обязательно прописываются данные о характере недомогания, время освобождения от работы. Подобная справка составляется в свободной форме.

Если врачи поликлиники признают водителя временно нетрудоспособным — они выдают больничный. При отсутствии показаний к пропуску рабочего времени, выдается справка с обозначенным допуском к работе.

На основании проведенных проверок руководители организаций составляют специализированную учетную документацию:

  1. Списки водителей, которые стоят на диспансерном учете. Здесь обязательно указывается диагноз, а также краткие рекомендации относительно допуска к работе.
  2. Сотрудник медицинской службы каждый месяц подводит итоги по проведенным осмотром, анализируя основные причины отстранения сотрудников от работы. Полученные результаты обязательно доводятся до сведения руководителей.
  3. Директоры или их заместители каждый месяц проверяют подобные отчеты. При этом особое внимание обращается на случаи отстранения водителей по причине употребления спиртного или наркотиков.

Стоит помнить, что медицинский сотрудник, отвечающий за проведение медосмотра, несет определенную дисциплинарную ответственность за общее качество проведенного осмотра, а также за выдачу допусков к работе.

Медицинский предрейсовый осмотр – это не простая формальность, а необходимость, гарантирующая оптимальный уровень безопасности на дороге или при работе с транспортной техникой. Именно по этой причине уклонения от подобных проверок или нарушения порядка их проведения влекут за собой привлечение к определенной административной ответственности. Штрафы за подобное нарушение могут быть следующие:

  1. Для нанятых водителей – от 1 до 1,5 тысяч рублей.
  2. Для должностных лиц – от 2 до 3 тысяч.
  3. Для юридических лиц – от 30 до 50 тысяч рублей.

Если в результате ДТП или аварийной ситуации на рабочем участке, которые нанесли вред здоровью или жизни, будет определено, что водитель не прошел стандартный медицинский предрейсовый медосмотр водителей — все виновные лица будут привлечены к уголовной ответственности.

Заключение

Уровень интенсивности дорожного движения в настоящее время стал достаточно оживленным. Это основано на значительном увеличении общего количества транспортных средств. Все это предъявляет к водителям серьезные требования к общему состоянию здоровья.

Максимально своевременное определение нарушений или отклонений в общем состоянии здоровья можно осуществить только посредством регулярного прохождения предрейсового контроля. Это правило распространяется на все компании, где есть собственный или арендованный транспорт.

Пожалуйста, оцените этот материал!

(2 5,00 из 5)
Загрузка…

Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!

Источник: https://motorsguide.ru/pravo/predrejsovyj-meditsinskij-osmotr-voditelej

Понравилась статья? Поделить с друзьями: