Основные правила обеспечения безопасности жизнедеятельности

Содержание

Основы БЖД. Что такое БЖД? Понятие, цели и факторы безопасности жизнедеятельности

Основные правила обеспечения безопасности жизнедеятельности

С самого рождения человек сталкивается с различными опасностями, связанными с технической сферой и биологической средой. Для того чтобы не подвергать собственную жизнь риску, каждый должен иметь определенный набор знаний, которые помогут защитить его от этих угроз и опасностей.

Вопросами разработки правильных способов защиты от негативных технических и природных воздействий и безопасного взаимодействия людей с окружающей средой занимаются представители такой научной области, как безопасность жизнедеятельности.

Эта статья поможет разобраться с тем, что такое БЖД, а также какие цели и задачи преследует эта дисциплина.

Определение и основные понятия

Перед тем как начать глобальное рассмотрение вопроса, что такое БЖД, для начала необходимо дать ему четкое определение.

Итак, безопасность жизнедеятельности – это наука, которая рассматривает вопросы о взаимодействии человека с технической сферой, а также взаимодействие людей с природной средой.

А также система БЖД включает в себя разработку основных правил и рекомендаций по защите человека от различных негативных факторов. Объектом безопасности жизнедеятельности является человек, а предметом изучения БЖД – выработка безопасного и комфортного существования людей.

Появление такой науки, как безопасность жизнедеятельности, связано с объективной потребностью общества в умениях защитить собственную жизнь. Правила безопасного поведения, которые выводит эта наука, основываются на практическом опыте человечества, а также на теоретической основе других смежных наук.

В понятие БЖД также входит и одноименная школьная дисциплина, которой обучают детей с целью привития им знаний о возможных опасностях и угрозах. Основы БЖД помогают приобрести теоретический и практический опыт поведения в сложных или чрезвычайных ситуациях.

Задачи

После того как было дано определение, что такое БЖД, крайне важно понять, какие задачи ставит перед собой эта область знаний. Основными задачами этой дисциплины являются:

  • определение, классификация и оценка различных негативных воздействий внешней среды обитания;
  • предупреждение различных негативных воздействий;
  • ликвидация последствий негативного воздействия;
  • контроль за окружающей средой;
  • создание для человека комфортного и безопасного состояния внешней окружающей среды;
  • обучение людей правильному поведению в условиях угрозы или воздействия негативных факторов.

Таким образом, можно сказать, что задачи безопасности жизнедеятельности – это комплекс мероприятий, направленный на защиту человека от различных негативных факторов.

Основополагающей целью БЖД является пропаганда знаний, направленных на уменьшение смертельных случаев, и сохранение здоровья людей, столкнувшихся с опасными внешними факторами. Безопасность жизнедеятельности является крайне важной наукой, так как благодаря ей есть возможность научить людей правильно действовать при угрозах.

науки

Безопасность жизнедеятельности рассматривает следующие вопросы:

  • Профилактика негативного воздействия, что включает в себя определение и выбор безопасного места для жизни, соблюдение норм и правил охраны труда, а также привитие населению здорового образа жизни.
  • Коллективные мероприятия по организации безопасной жизнедеятельности, что включает создание безопасных условий труда, защиту людей от катастроф природного и техногенного характера, а также разработку нормативной базы в сфере защиты здоровья и жизни населения в целом.
  • Создание благоприятного состояния окружающей среды, что включает соблюдение правил сохранения окружающей среды и уменьшения различного негативного воздействия на нее со стороны человечества, а также рационального и правильного использования природных ресурсов.

Существует ряд аксиом, которые были определены данной наукой, а именно:

  1. Любая человеческая деятельность или же бездеятельность несет в себе потенциальную опасность.
  2. Каждая деятельность должна быть максимально комфортной и не причинять вреда здоровью человека.
  3. Все естественные процессы в природе или антропогенная деятельность склонны к потере устойчивости, а также существует большой риск их негативного воздействия, и каждый человек должен быть к этому готов.
  4. Можно добиться безопасности и чистой экологии, если их значения не будут превышать допустимые показатели, при учете комплексности их воздействия.

Факторы БЖД

Данная наука занимается определением и классификацией факторов, которые делятся на опасные и вредные. Вредными факторами являются те, которые приводят к ухудшению здоровья и могут понизить работоспособность человека, однако после отдыха человек приходит в норму, и его организм способен продолжать функционировать. Опасные факторы – это те, которые приводят к травматизму, нарушениям здоровья или смерти человека.

Оба этих фактора бывают природными и антропогенного характера. Опасные и вредные факторы делятся на биологические, химические, физические и психофизические.

Биологические факторы – это грибки, бактерии и вирусы, а также выбросы предприятий, биологическое оружие, средства для обработки растений и т. д.

Химические факторы – это вещества, которые вдыхает или употребляет человек, а также химическое оружие.

Физические факторы – это влажность и температура воздуха, солнечная радиация, скорость ветра, атмосферное давление, а также различные вибрации и шумы, ток, ионизирующее излучение, оружие массового поражения и т. д.

Психофизические факторы – это нервно-психологическое воздействие на человека.

Заключение

Подводя итог рассмотрению вопроса, что такое БЖД, следует отметить, что человек на протяжении всей жизни сталкивается с множеством опасных и вредных факторов. Отсутствие теоретического и практического опыта защиты собственной жизни может привести к летальному исходу, что в сумме создает угрозу повышения уровня смертности.

Каждый человек должен самостоятельно взять на себя ответственность за свою безопасность с целью сохранения собственной жизни людей. А для того чтобы понимать, как правильно вести себя при угрозах, поможет заблаговременное и тщательное изучение такой дисциплины, как безопасность жизнедеятельности.

Источник: http://fb.ru/article/378987/osnovyi-bjd-chto-takoe-bjd-ponyatie-tseli-i-faktoryi-bezopasnosti-jiznedeyatelnosti

Правила безопасности жизнедеятельности детей младшего школьного возраста

• Переходи улицу только по пешеходным переходам;• Не переходи улицу на красный свет, даже в том случае если рядом нет машин;• Переходя улицу, вначале смотри налево, а как дошел до середины, направо;• Никогда не выбегай резко на дорогу и не играй возле дороги;

Читайте также  Правила ведения вахтенного журнала крановщика

• Всегда ходи по тротуару, а если его нет, иди по краю дороги навстречу движению машин.

ролик  «Правила безопасности детей на дороге»

ролик «Безопасный путь в школу»

ролик «Правила поведения детей на объектах железнодорожного транспорта»

Правила безопасности жизнедеятельности детей на улице

• Никогдане разговаривай с незнакомцами. Если с тобой заговорили, то ни на что не соглашайся. Ничего у них не бери и никуда не иди ни под каким предлогом. Запомни, хороший взрослый не будет просить помощи у ребенка.

Если тебя пытаются силой увести, то кричи «Помогите! Это не мой папа, он хочет меня украсть!»;• Если тебя преследуют (взрослый или подросток), то никогда не убегай в безлюдные места, наоборот, иди на остановку, к магазину, на почту. Проси помощи у полицейского (милиционера), охранника, продавца или просто прохожих на улице.

Всегда объясняй, что это не твои родители, это не твой брат, а кто-то чужой тебя преследует;• Не говори с пьяными, лучше побыстрее уйди с того места;• Не ходи с незнакомыми ребятами в безлюдные места;• Увидев сверток, сумку или коробку на улице ничего не трогай, там может оказаться настоящая бомба;• Не ходи гулять без спросу. Если куда-то идешь, всегда рассказывай родителям точное место и адрес.

Не гуляй сам вечером;

• Если потерялся в людном месте, стой, жди родителей, если их долго нет, то иди, проси помощи у взрослых. Всегда старайся обращаться к полицейскому, к дежурному по станции, к продавцу, диспетчеру или охраннику. Не проси помощи у подозрительных взрослых странного вида и поведения;

ролик «Правила безопасности детей»

ролик «Правила поведения в городе»

Правила пожарной безопасности и защиты от электричества

• Не баловаться с огнем.

Зажигалка, спички, бенгальские огни детям не игрушка;• Выходя из дома, проверяй и выключай электроприборы и газ;• Не разжигай костер без взрослых;• В селе не пользуйся самостоятельно печкой;• Не используй электроприборы мокрыми руками, не дергай за шнур, вытаскивая вилку из розетки.

Не используй поврежденные электроприборы и искрящие розетки;• Не суши ничего над газовой плитой;• Не клади посторонние предметы на горячую плиту или включенные электроприборы;

• Зажигая газовую плиту без электроподжига спичкой, вначале всегда зажги спичку.

ролик «Безопасное электричество»

Правила поведения при пожаре

• Небольшой огонь можно потушить, накрыв одеялом или другой плотной материей. Также можно вылить на него воду или засыпать песком.

Не лей воду, если рядом электричество;• Если огонь большой надо немедленно покинуть помещение, забрать с собой всех детей, звать взрослых и звонить в пожарную службу 01 (с мобильного телефона номер зависит от оператора);• При пожаре не используй лифт – это опасно;• Если убежать ты не можешь, зови на помощь через окно, звони в пожарную службу;• Не прячься в комнате, пожарным будет трудно тебя найти;

• Если ты задыхаешься от дыма, сядь на пол там дыма меньше.

ролик «Азбука безопасности. Пожар в лесу»

ролик «Правила поведения детей при пожаре»

Правила безопасности жизнедеятельности детей дома

• Тяжелые, острые и режущие предметы всегда должны быть спрятаны на своих местах.

Будь аккуратен, используя нож;• Уходя их дома, всегда проверяй, чтобы была закрыта вода;• Никогда не трогай оголенные провода под напряжением;• Не принимай самостоятельно лекарства без прямого указания взрослых;• Старайся меньше касаться бытовой химии (средство для мытья посуды, стиральный порошок и т.д.), если какая-то химия попала в глаз его надо немедленно промыть прохладной водой минимум в течение 20 минут;• Если греешь себе еду, то будь аккуратен, чтобы не обжечься;

• Всегда мой руки перед едой.

Правила безопасности с газом

• Не оставляй без присмотра включенную газовую плиту. После использования всегда её выключай;• Если в доме есть запах газа, немедленно открой окна и двери чтобы газ вышел;• Ни в коем случае не включай свет или огонь пока в доме газ, может быть взрыв;• Если можешь, то проверь газовый вентиль на плите, если он открыт, то закрой его;• Сообщи взрослым и в службу газа 04;

• Покинь помещение с сильным запахом газа, пока он не выветрится.

Безопасность детей в интернете

• Никогда не сообщай никому в интернете своих данных или данных своих родителей (адрес, телефон, пароли и т.д.). Никто не имеет право их требовать у тебя.

Если кто-то их просит, позови родителей или уйди с этого сайта;• Не ходи без родителей ни на какие реальные встречи с виртуальными друзьями из интернета, вместо друзей там могут оказаться бандиты;• Не скачивай самостоятельно с интернет никаких программ, они могут содержать вирусы;

• Если ты случайно попал на плохой сайт, то немедленно закрой его. В интернете много хороших сайтов пользуйся ими.

Личная безопасность жизнедеятельности детей дома

• Никогда не открывай дверь незнакомым людям. Даже если тебе говорят, что это из милиции или сантехник или почта. Никому из незнакомцев не открывай дверь;• Если кто-то из чужих людей пытается открыть дверь твоего дома, немедленно звони в полицию.

В крайнем случае, можно открыть окно и позвать на помощь соседей или прохожих с улицы;• Когда ты дома сам, лучше не бери телефонную трубку, но если взял и там чужой голос спрашивает, дома ли родители скажи, что дома, но заняты и подойти не могут.

Пусть звонящий оставит свой номер телефона, а родители потом перезвонят;

• Не верь, что кто-то к тебе пришел или что-то принес по просьбе родителей, если те сами об этом не сказали.

Безопасность жизнедеятельности летом на воде

• Не заплавай за специальные границы – буйки;• Не ныряй в незнакомых местах;• Если не умеешь плавать, то не заходи глубоко в воду;• Не подплывай близко к судам, существует опасность, что тебя засосет под винты. Не плавай на реке с быстрым течением или водоворотами;• Не заплывай далеко на надувном матрасе или на самодельном плавательном средстве – это опасно, так как оно может пойти ко дну;

• Соблюдай осторожность в играх на воде, не играйте в опасные игры, например, кто глубже нырнет со скалы или кто кого «утопит».

ролик «Безопасность на воде летом»

Читайте также  Правила заполнения командировочного удостоверения

Безопасность детей зимой

• Не ходи без взрослых по речному льду, он может проломиться;• Будь аккуратным на скользком покрытии, чтобы не упасть.

Старайся никогда не падать на спину, лучше упасть вперед и опереться на руки;• Не забывай хорошо одеваться и закрывать уши, голову и горло, чтобы не обморозиться и не простудиться;• Ходи подальше от стен домов, чтобы сверху на тебя не упал снег или сосульки;• Не прикасайся к ледяному металлу, особенно языком ты можешь примерзнуть;• Не бросай снежки в лицо, не бросайся льдинками;• На лыжах, коньках и санках можно кататься только в безопасных специально отведенных для этого местах. Не катайся возле дорог;

• Переходи дорогу крайне аккуратно. Зимой скользкая дорога и машине трудно остановиться.

ролик «Правила безопасного поведения на льду»

ролик «Гололёд»

Источник: https://lytgimnazian1.edumsko.ru/conditions/safety/post/9100

Главные правила ОБЖ. урок. ОБЖ 5 Класс

В жизни мы можем сталкиваться со сложными ситуациями. Каждая такая ситуация требует от нас напряжения как физических сил, так и психических. Но, кроме смелости, стойкости и ловкости, необходимо обладать знаниями, которые помогут избежать опасных ситуаций или справиться с ними, если избежать их не удалось.

Важность соблюдения правил безопасности

Все знают, что нужно соблюдать меры предосторожности при обращении с горючими материалами, тяжелыми предметами, открытым огнем.

Этому нас учат еще с младенчества – мамы объясняют детям, что нельзя кушать незнакомые ягоды, нельзя играть со спичками, пользоваться газовыми и электроприборами (рис. 1).

Рис. 1. Спички детям не игрушка (Источник)

Во многих мультфильмах вы могли видеть, как герои не соблюдают элементарные правила безопасности и страдают от этого. Конечно, в мультфильмах герои мгновенно излечиваются, но мы понимаем, что в реальной жизни выздоровление займет много времени.

Помните, что с предметами, потенциально представляющими опасность (химические вещества, горюче-смазочные материалы, взрывчатые вещества), следует быть аккуратными.

Опасностей вокруг множество и предусмотреть их все невозможно. Примером может служить ситуация, произошедшая в с. Потаповка Белгородской области.

Дети приехали отдыхать на лето к бабушкам. И кто-то из ребят предложил пойти в лес и устроить пикник (рис. 2). Пошли дети без взрослых. Один из ребят, собирая хворост, нашел грибы и решил, что будет неплохо самому покушать грибов и угостить друзей. Приготовив грибы на костре, ребята с аппетитом их съели, даже не подумав о том, что грибы могут быть ядовитыми. В итоге все шестеро попали в больницу с тяжелым отравлением. Благо, что обратились дети за помощью вовремя, поэтому жизни удалось сохранить всем.

Рис. 2. Пикник в лесу (Источник)

Опасности в лесу

Наверное, все хотя бы раз в жизни были в лесу. Кто-то, возможно, даже живет у леса. Помимо красоты, которую можно созерцать в лесу, в нем таится еще множество опасностей.

Например, одной из опасностей являются дикие животные. Если животных не провоцировать, то опасности не будет, но иногда провокация может произойти невольно. К примеру, вы нечаянно потревожили медведя или другого хищника, собирая ягоды или грибы (рис. 3).

Рис. 3. Медведь в малиннике (Источник)

В лесу нужно быть предельно осторожным. Кроме диких животных, в лесу есть опасность отравиться, если пробовать незнакомые ягоды или грибы.

Опасность представляет также открытый огонь. За ним нужно следить, иначе можно пострадать самому и нанести непоправимый вред лесу.

Часто опасные ситуации застают нас в тот момент, когда мы этого не ожидаем и не готовы к ним.

Иногда опасные ситуации возникают из-за наших постоянных ошибочных действий.

Поэтому каждый человек должен знать и выполнять главные правила ОБЖ.

1. Изучай виды и причины опасностей

2. Учись предвидеть их возникновение

3. По возможности избегай опасных ситуаций, обходи опасные места, не рискуй без нужды

Допустим, когда вы гуляете во дворе, поблизости может оказаться проезжая часть, открытый люк, неисправная горка или заброшенное здание. Помните, что около подобных объектов нужно быть предельно осторожным, а лучше отойти от них подальше, тогда риск будет сведен к минимуму.

4. Не пугайся и не паникуй в трудных ситуациях

5. При появлении опасности действуй решительно

Если вы все же попали в трудную ситуацию, то стоит оценить степень опасности и подумать, как можно свести опасность к минимуму. Например, если вы застряли в лифте, паника будет только во вред, ведь так быстрее израсходуется воздух. Если же в лифте ты не один, то, возможно, придется помочь товарищам по несчастью (успокоить, оказать первую помощь), поэтому нужно быть решительным.

6. Всегда обращайся за советом и помощью

7. Выбирай самый безопасный путь или способ действий из всех возможных.

Рис. 4. Пожарные (Источник)

Рис. 5. Спасатели (Источник)

Даже если ты хорошо осведомлен, как действовать в опасных ситуациях, нелишним будет обратиться за помощью к взрослым или специалистам, работой которых является спасение людей (рис. 4, 5). Пытаясь выйти из сложной ситуации, стоит выбирать самые безопасные пути, дабы не усугубить своего положения.

Рис. 6. Возвращаясь домой поздно, будь осмотрителен (Источник)

8. Активно борись (любыми законными способами) за свою жизнь, свои права, имущество. Если случилось так, что происходит покушение на твою жизнь, здоровье или имущество, ущемление твоих прав, ты обязан защищать свою жизнь, здоровье и имущество. Иначе безнаказанное зло может повториться или, того хуже, сделаться еще большим злом уже для другого человека.

Важность самообороны

Действительно, за свою жизнь и здоровье нужно бороться. Примером может служить история шестиклассницы Оли из Иркутска.

Девочка возвращалась домой после школы. Подъезд был не освещен, девочка услышала шаги позади себя и почувствовала, что кто-то подошел к ней сзади (рис. 6).

История могла бы закончиться трагически, ведь тот, кто подошел, был злоумышленником.

К счастью, девочка не растерялась и применила свои умения – она уже несколько лет занималась тхэквондо (рис. 7). Она смогла на время обездвижить злоумышленника и позвать взрослых на помощь.

Рис. 7. Учитесь самообороне (Источник)

Эта история учит нас тому, что стоит держать себя в форме, заниматься спортом и знать хотя бы элементарные приемы самообороны.

Будьте бдительны в опасных местах.

Эти правила вырабатывались годами благодаря спасателям, известным путешественникам, отважным людям, военным, пожарным.

Мы перечислили только основные правила. Конечно, их намного больше, но об этом речь будет идти уже на других уроках.

Список литературы

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. – Москва: Астрель, 2013, 174 [2] с.: ил. Поляков В.В., Кузнецов М.И. и др., под ред. Латчука В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. – 2012, 160 с.
  2.  Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. – 2012, 191 с.
Читайте также  Правила составления графика работы сотрудников

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Ответьте на вопросы на стр. 10–11. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. – Москва: Астрель, 2013, 174 [2] с.: ил.
  2. Подумайте, какие могут быть последствия, если уйти из дому, не проверив, все ли электроприборы выключены.
  3. *Сделайте иллюстрацию к самому важному, на ваш взгляд, правилу ОБЖ.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/obzh/5-klass/lichnaya-bezopasnost-v-povsednevnoy-zhizni/glavnye-pravila-obzh

Основные принципы безопасности жизнедеятельности — GN1204: Безопасность жизнедеятельности — Бизнес-информатика

Основным принципом существования и развития всего живого является принцип обязательности внешнего воздействия:

Саморазвитие живого тела невозможно.

Базовыми принципами обеспечения безопасности в системе «человек – среда обитания» являются следующие.

Принцип «все воздействует на все»

Опасности не обладают избирательным свойством, при своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду, реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации, и существуют в пространстве и во времени.

Опасности, создаваемые деятельностью человека, имеют два важных для практики качества: они носят потенциальный характер (могут быть, но не приносить вреда) и имеют ограниченную зону воздействия (зона действия опасности).

Аксиома о потенциальной опасности

Любая деятельность потенциально опасна.

Эта аксиома имеет, по меньшей мере, два важных вывода, необходимых для формирования систем безопасности:

  • невозможно разработать (найти) абсолютно безопасный вид деятельности человека (например, рассматривая производственную деятельность человека, невозможно создать абсолютно безопасную технику или технологический процесс);
  • ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека (нулевых рисков не бывает).

Наличие потенциальных опасностей находит свое отражение в утверждении, что «жизнедеятельность человека потенциально опасна».

Это предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие человека или его результат неизбежно приводят к возникновению новых негативных факторов.

Принцип антропоцентризма

Человек есть высшая ценность, сохранение и продление жизни которого является целью его существования.

Реализация этого принципа означает приоритетную деятельность, направленную на сохранение здоровья и жизни человека при воздействии на него внешних причин. К ней относятся такие направления исследований, как идентификация опасностей и зон их действия, разработка и применение человекозащитных средств, контроль их состояния и т. п.

Прикладное значение по отношению к теории безопасности жизнедеятельности имеют практические разработки средств и методов защиты окружающей природной среды, достижения высокой надежности технических систем и т. п.

Они используются лишь при установлении для технических объектов таких показателей, как допустимые отходы, допустимый техногенный риск.

Принцип существования внешних воздействий на человека

Человеческий организм всегда может подвергнуться внешнему воздействию со стороны какого-либо негативного фактора.

На человека постоянно воздействуют внешние, различные по уровням потоки веществ, энергий и информации. Вполне вероятно, что некоторые потоки будут способны причинять человеку ущерб здоровью или угрожать гибелью.

Принцип возможности создания для человека безопасной среды обитания

Создание комфортной и травмобезопасной для человека среды обитания принципиально возможно и достижимо при соблюдении в ней предельно допустимых уровней воздействия на человека.

Реализация этого принципа возможна только на основании соблюдения нормативных требований по допустимым внешним воздействиям на человека.

Принцип выбора путей реализации безопасного взаимодействия человека со средой обитания

Безопасное взаимодействие человека со средой обитания достигается его адаптацией к опасностям, снижением их значимости и применением человеком защитных мер.

Все эти меры достижения безопасного взаимодействия человека со средой обитания могут быть использованы одновременно либо в каком-то сочетании. Например, практически всегда для достижения цели используют решения, направленные как на совершенствование источника опасности с целью достижения его негативного влияния, так и на применение комплекса защитных мер в зоне пребывания человека.

Принцип отрицания абсолютной безопасности

Абсолютная безопасность человека в среде обитания недостижима.

Этот принцип справедлив, поскольку, во-первых, на Земле всегда существуют естественные опасности, во-вторых, неизбежны антропогенные опасности и, в-третьих, практически неустранимы полностью и технические опасности.

Поскольку абсолютно безопасной техники не существует, любая техническая система обладает определенной надежностью и ее безопасность оценивается показателями технического риска. В работе большинства технических систем принимает участие оператор, обладающий способностью принимать иногда ошибочные решения. На любой технический объект всегда оказывается внешнее воздействие, способное в отдельных случаях нарушить его работу.

Поэтому техногенный риск полностью устранить нельзя, его можно лишь минимизировать. Антропогенные опасности также можно лишь минимизировать.

Принцип эволюции безопасности

Рост знаний человека, совершенствование техники и технологии, применение защиты, ослабление социальной напряженности в будущем неизбежно приведут к повышению защищенности человека от опасностей.

Позитивное движение общества к решению проблем удовлетворения потребностей человека реализуется в его безопасности. Этот путь многовариантен и основан прежде всего на росте культуры общества в вопросах безопасности жизнедеятельности человека.

Процесс воздействия опасностей в системе «человек—техносфера» основан на следующих постулатах.

Аксиома об одновременном воздействии опасностей

Потоки вещества, энергии и информации, генерируемые их источниками, не обладают избирательностью по отношению к объектам защиты и одновременно воздействуют на человека, природную среду и техносферу, находящихся в зоне их влияния.

Из этой аксиомы следует, например, что вибрация любого здания одновременно воздействует на людей, строительные материалы и конструкции, на коммуникации и устройства, находящиеся в нем. Здесь необходимо отметить, что результат воздействия вибрации одной интенсивности на все находящиеся в здании объекты может быть различным (опасным или неопасным) и полностью определяется способностью объекта защиты (человек, коммуникация и т. п.) к восприятию возникшей в этом здании вибрации.

Аксиома о совокупном воздействии опасностей

На любой объект защиты одновременно воздействуют все потоки, поступающие из вне в зону его пребывания

При оценке воздействия опасностей на объект защиты необходимо также учитывать, что любой объект воспринимает одновременно все потоки вещества, энергии и информации, поступающие в зону его пребывания.

Таким образом, для современного состояния системы «человек — техносфера» характерны два вида негативных ситуаций, связанных с воздействием опасностей на человека:

  • длительное воздействие постоянных или переменных опасностей ограниченной интенсивности в локальных, региональных и глобальных зонах (ситуации, связанные с длительным действием опасностей на производстве, в быту и в городе, а также действия глобальных опасностей (потепление климата, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, повышение радиоактивного фона атмосферы);
  • кратковременные воздействия импульсных опасностей высокой интенсивности в локальных, максимум — в региональных зонах (ситуации, связанные с техногенными авариями, катастрофами и стихийными бедствиями).

Источник: https://it.rfei.ru/course/~4VxS/~razdel_1/~prinzip_1

Понравилась статья? Поделить с друзьями: